Чей автопилот лучше? Новая сессия испытаний Euro NCAP выявила победителей

Чей автопилот лучше? Новая сессия испытаний Euro NCAP выявила победителей

Euro NCAP провёл третью по счёту сессию испытаний трассовых электронных ассистентов водителя, в которой приняли участие Jaguar I-Pace, Nissan Qashqai, Polestar 2 и Volkswagen ID.5. Казалось бы, премиальные Jaguar и Polestar должны предлагать более совершенные и продвинутые системы, чем «простонародные» Nissan и Volkswagen, но вышло ровно наоборот.


 

В 2020 году комитет Euro NCAP, известный главным образом своими независимыми краш-тестами, запустил отдельную программу оценки трассовых электронных ассистентов водителя или, проще говоря, автопилотов, хотя сам Euro NCAP слова «автопилот» старается избегать. Эту программу и её идеологическую подоплёку мы подробно описывали в том же 2020 году, а здесь лишь вкратце напомним, что оценки за отдельные тесты (переставка, контроль полосы, контроль скоростного режима, уход от столкновения в разных сценариях и проч.) ранжируются по цветам так же, как в основной программе Euro NCAP с краш-тестами: красный (плохо), коричневый (слабо), оранжевый (посредственно), жёлтый (хорошо), зелёный (отлично). Общая результирующая оценка — четырёхбалльная: 1 — слабый, начальный уровень поддержки водителя, 2 — умеренный уровень поддержки, 3 — хороший уровень поддержки, 4 — отличный уровень поддержки.



В нынешней третьей сессии высшую оценку, то есть «четвёрку» получили Nissan Qashqai и Volkswagen ID.5. Фольксвагеновская система Travel Assist имеет более богатый функционал, который позволил выполнить все предусмотренные программой испытаний тесты, тогда как ниссановская система ProPilot with Navi-Link не рассчитана на проезд классических перекрёстков (с круговыми развязками и съездами она справляется) и работает в более узком скоростном диапазоне. Зато ProPilot with Navi-Link лучше отрабатывает аварийные сценарии, в частности тесты на подрезание — AEB (система автоматического аварийного торможения) всегда реагирует на препятствие оперативно и точно. Система Travel Assist не любит статичные помехи, допуская слишком позднее и резкое торможение — есть риск столкновения. К недостаткам обеих систем эксперты отнесли отсутствие салонной камеры слежения за водителем, к достоинствам — безопасную самостоятельную остановку в полосе движения в случае потери водителем создания.



Шведский электрический кросс-лифтбек Polestar 2 был на прошлой, второй сессии испытаний и получил два бала итогового рейтинга, но с тех пор разработчики расширили функционал его системы Pilot Assist и улучши противоаварийные алгоритмы работы, итоговая оценка выросла до трёх баллов. Почему не «четвёрка»? Потому что Pilot Assist по-прежнему не работает на перекрёстках любых типов, а также по-прежнему плохо справляется со статичными помехами. В случае отсутствия реакции со стороны водителя (уснул или потерял сознание), Pilot Assist самостоятельно совершает остановку в полосе движения.



Электрический кроссовер Jaguar I-Pace — самая старая модель из четырёх (выпускается с 2018 года) и его система Adaptive Cruise with Steering Assist (InControl) не рассчитана на проезд перекрёстков, не распознаёт статические помехи и неважно удерживает автомобиль в заданной полосе движения. Самый главный недостаток: система продолжает работать, если водитель теряет создание, при этом отключается помощь при рулении — последствия такого бесконтрольного движения могут быть катастрофическими.

Может показаться странным, что Jaguar, считавшийся ещё в середине прошлого десятилетия одним из пионеров в области разработки систем автономного вождения, так скромного оснастил I-Pace и не совершенствует его ассистирующую электронику. Полагаем, всё дело в том, что развивать текущий модельный ряд британская марка не намерена: Jaguar сейчас находится в процессе радикальной трансформации и перехода в лакшери-сегмент, ни одна из действующих моделей не получит прямого наследника.

Напомним, что для оценки ездовой электроники лёгких коммерческих автомобилей у Euro NCAP есть отдельная программа.