Тьерри Боллоре покидает Jaguar Land Rover, не завершив свой самый амбициозный проект

Тьерри Боллоре покидает Jaguar Land Rover, не завершив свой самый амбициозный проект

Французский топ-менеджер покидает британскую компанию через два года после начала работы в должности гендиректора. Официально объявлено, что Боллоре подал в отставку по личным причинам, но, возможно, всё дело в слишком радикальной программе переформатирования марки Jaguar.


 

Отставка Тьерри Боллоре выглядит такой же экстренной, как и летний уход Герберта Дисса из концерна Volkswagen, причём у Jaguar Land Rover пока даже нет полноценной замены — функции гендиректора будет временно исполнять Адриан Марделл, один из членов правления компании.


За плечами Боллоре более 30 лет работы на различных руководящих должностях, начинал он в компании Michelin, в 2005 году стал вице-президентом азиатского подразделения компании Faurecia (крупный производитель автомобильных комплектующих), в 2012 году перешёл в Renault Group, где под началом легендарного Карлоса Гона в 2018 году дослужился до должности гендиректора.


Тьерри Боллоре покидает Jaguar Land Rover, не завершив свой самый амбициозный проект
Тьерри Боллоре на презентации нового Renault Clio (2019 год)

Так вышло, что ключевую позицию в Renault Group Боллоре получил уже после скандального ареста Карлоса Гона в ноябре 2018 года и проработал на ней менее года — до октября 2019-го, когда его уволили. Негативных причин расставания с топ-менеджерами крупные компании никогда не называют, но кулуарно все знали, что дело в де-факто рассыпающемся альянсе Renault-Nissan-Mitsubishi, который Боллоре не рвался спасать вопреки установке французского правительства — главного акционера Renault Group. Альянс до сих пор не переформатирован и работает со скрипом (недавно Renault Group огорошила японских партнёров односторонним СП с Geely), а Тьерри Боллоре между тем пытался спасти Jaguar Land Rover.


Тьерри Боллоре на презентации плана Reimagine в компании Jaguar Land Rover

В Jaguar Land Rover Боллоре пришёл уже под конец 2020 года, но быстро сориентировался, выявил главные проблемы компании (в том числе посредственное качество автомобилей) и в феврале 2021-го анонсировал план перестройки под названием Reimagine, главным направлением которого стала электрификация модельных линеек.

В отношении Jaguar Боллоре вообще затеял полное переформатирование: глядя на то, как марка теряет покупателей и приносит львиную долю убытков компании, он отменил почти готовые новые электрические модели Jaguar (флагманский лифтбек XJ и 7-местный кроссовер J-Pace), посчитав, что они окажутся на рынке такими же провальными, как I-Pace. Боллоре решил, что Ягуару более не следует бороться с большой немецкой тройкой (Audi, BMW, Mercedes-Benz), а нужно уходить в относительно малотиражный, но очень прибыльный лакшери-сегмент, то есть на уровень Aston Martin, Bentley и Porsche.

Боллоре планировал, что перерождение Jaguar завершится к 2025 году, когда он станет полностью электромобильным лакшери-брендом. Минувшим летом стало известно, что новый модельный ряд Jaguar будет состоять из трёх кроссоверов на платформе Panthera, которую JLR разрабатывает в партнёрстве с Magna. Старый модельный ряд к 2025 году или около того должен был отмереть, то есть по части новинок у марки Jaguar возникла вынужденная пятилетняя пауза.

Производство спорткара Jaguar F-Type завершится в 2023 году

Как ни странно, но известие о скорой кончине «углеводородных» Jaguar взбодрило клиентов — в том смысле, что они бросились покупать последние «настоящие Ягуары», продажи марки пошли вверх, в третьем квартале этого года, как показывает корпоративная отчётность, продажи Jaguar росли даже быстрее, чем у Land Rover. Чистый убыток JLR к концу сентября 2022 года сократился до 98 млн фунтов стерлингов с 381 млн по состоянию на конец сентября прошлого года.

По данным британского журнала Autocar, портфель заказов Jaguar Land Rover сейчас полон и составляет более 200 000 машин, но быстро их выпустить мешает продолжающийся глобальный дефицит микрочипов, который по JLR ударил особенно сильно — некоторые клиенты вынуждены ждать свои машины год и более. Комментарии к заметке Autocar и в других британских СМИ, написавших об отставке Боллоре, как правило, очень некомплиментарные — ясно, что британских клиентов Jaguar раздражал французский топ-менеджер, который, по их мнению, плохо справляется к кризисом и ведёт Jaguar «куда-то не туда». Многие дилеры Jaguar были недовольны паузой в появлении новых моделей и риском лишиться многих клиентов из-за нового позиционирования марки.

Между тем Натараян Чандрасекаран, глава индийской компании Tata Sons, которой принадлежит Jaguar Land Rover, официально поблагодарил Тьерри Боллоре за «фундамент успешного будущего Jaguar Land Rover». Вопрос лишь в том, кто и что на этом фундаменте теперь будет строить.