Тест-драйв: Выбираем из седана Hyundai Elantra и лифтбека Skoda Octavia

Тест-драйв: Выбираем из седана Hyundai Elantra и лифтбека Skoda Octavia

У нас топ-исполнения со 150-сильными моторами: Hyundai в версии Anniversary за 1 810 000 рублей, выпущенной к 30-летию Элантры, а Octavia ― это Style Plus за 1 866 000. Правда, опции поднимают её цену почти до двух с половиной миллионов.


Skoda встречает светом матричных фар и тишиной внутри после солидного хлопка водительской двери. Я словно оглох. Другие чувства работают: ощущается приятный запах, вижу руль, напоминающий о прошлом S-классе, большие дисплеи с симпатичной картинкой, алькантару на передней панели, нити контурной подсветки... Octavia пошла на повышение? Но едет она не сильно лучше предшественницы, и эта стагнация особенно заметна на фоне прогресса, который демонстрирует Elantra со сменой поколений.



При активном старте с места Hyundai выдерживает более заметную паузу и уже к 60 км/ч отстаёт на полсекунды ― 4,6 с против 4,1 с одним человеком в салоне и полным баком. Оба автомобиля хорошо держат прямую, едва реагируя на колейность.

Обзорность в Элантре лучше за счёт менее толстых передних стоек и более крупных боковых зеркал. И назад видно больше. У обеих машин есть система мониторинга слепых зон с понятной индикацией и добротной настройкой.


Она тоже не идеальна, но как минимум обеспечивает более высокую плавность хода, чем Skoda. Меньше внимания уделяет микропрофилю, в том числе благодаря 17-дюймовым колёсам (у Октавии на дюйм больше). Не пасует на стыках Третьего транспортного кольца, а искусственные неровности можно брать ходом. Объективно вибраций хватает — Hyundai не оставляет без внимания любой средний брак — но пики ускорений сглажены и раздражения не вызывают. Однако на разбитой дороге Elantra ощущается расхлябанной. Словно её пробег не 2500 км, а раз так в сорок больше.



Космический дизайн, двухцветная отделка и классные тканевые вставки на дверях затмевают разум, но приглядишься — интерьер собран из дешёвых материалов. А ещё центральный дисплей расположен далеко, к нему нужно тянуться, отрывая спину от кресла.


Но ещё большая беда у Hyundai с шумоизоляцией. Начиная с малых скоростей, салон наполняется гулом шин, который с ростом показаний спидометра мощно прогрессирует. А уж если под колёсами окажется шершавый асфальт с вкраплениями гравия, то обитателям салона не позавидуешь. При этом в арках барабанят камни и песок, а если едешь в дождливую погоду, то и водичка громко плещется. Надрывается и атмосферный двигатель, истошно орущий из-под капота при каждом интенсивном разгоне.



Вау-эффект тут жиже, но салон основательнее, сделан из более добротных материалов и радует интересными решениями. Например, сенсорными плафонами освещения. Пара проколов ― ряд кнопок из хлипкой пластмассы и мудрёный подрулевой переключатель режимов круиз-контроля.


Если забыть об истериках системы контроля движения в полосе, Octavia относится к ушам деликатнее. Шума от дороги в салоне меньше, турбомотор, реже работающий на высоких оборотах, не докучает, а задняя полузависимая подвеска не производит низкочастотного гула, как на прежней модели. Но на неровностях трясёт! О колдобинах лифтбек докладывает с особым пристрастием, а на крупных ямах жёсткость подвески вот-вот обернётся жестокостью. Немного облегчить себе участь можно отказом от 18-дюймовых колёс, но в неважной плавности хода виноваты в первую очередь настройки шасси.



По показаниям борткомпьютера расход топлива в смешанном цикле составил 7,8 л на 100 км, но если задаться целью, то и в городском режиме можно достичь 6,9 л. Ассистент движения в полосе работает суетливо, не всегда поспевает за изгибами шоссе и резковато тормозит перед машинами.

Опциональные цифровые приборки — диагональю 10,25 дюйма каждая. Анимация без рывков, графика приятная, хотя у Элантры картинка красочнее. И только в Hyundai можно выбрать дизайн циферблатов из трёх вариантов. Зато на дисплей Шкоды выводится карта навигации.


Тем не менее тот же убогий участок, где Elantra шарабанит, Octavia проходит собраннее. Гораздо жёстче, но всё же чувствуется в этой жёсткости порода. Да и не зазря трясусь — шасси может быть источником эндорфина. Ведь по изгибам дороги Skoda мчит слитно, а усилие на незамутнённом рулевом управлении логично нарастает или падает. Неотключаемая система стабилизации либеральна и не сразу парирует занос после резкого прикрытия дросселя. Держат активный темп и тормоза, работать которыми на высокой скорости ― удовольствие. В городе сочетание свободного хода и сменяющего его резкого прикуса требует привычки.



По умолчанию на Шкоду ставится пакет для плохих дорог с перенастроенными относительно европейских амортизаторами и увеличенным на 15 мм клиренсом (до 158). У машин с моторами 1.6 и 1.4 TSI сзади полузависимая балка, а многорычажка только у версий 2.0 TSI.

Мультимедийки у Hyundai и Шкоды — с дисплеями диагональю 10,25 и 10 дюймов соответственно. Меню смартфонного типа можно «свайпать», ярлыки и пиктограммы — менять местами. Обе системы работают быстро и почти бесшовно, беспроблемно соединяются с телефонами.


Дирижировать 150-сильным турбомотором 1.4 TSI удаётся без проблем. Тяговитая «четвёрка» отзывчива, всегда готова к ускорению, а на разгоне с места довольно легко перекрывает свои же паспортные данные на две десятые, набирая 100 км/с за 8,8 с по Рейслождику, правда, с одним водителем. Под стать и восьмиступенчатый «автомат», который вовремя подкидывает нужные передачи, быстро и бесшовно переходит вниз даже при небольшом нажатии на акселератор. А продавишь от души, «гидромеханика» без суеты спускается на четыре ступени.



Hyundai прожорливее (8,7 л/100 км), но допускает использование «девяноста второго», а Octavia требует АИ-95 или выше. Комплекс безопасности позволяет дольше ехать без рук на руле и лучше держит машину в центре полосы, но если наехать на разметку, слишком резко отруливает.

В Элантре кресла спереди более хваткие и лучше распределяют нагрузку, но на коже больше скользишь. В Октавии же водительское кресло радует цепкой алькантарой и оптимальной длиной подушки, но боковые валики слабоваты, а верхней части спины не хватает поддержки.


У Элантры тоже классический «автомат», и развивает она 150 сил. Но атмосферный двигатель вял на низких оборотах, немного оживает на средних и убедительно тянет на высоких. Когда Октавии нет рядом, кажется, что Elantra при старте в пол ей не уступает. Однако прибор фиксирует 9,9 с в лучшей попытке против паспортных 9,8. А уж при ускорении с ходу что в городе, что на шоссе Hyundai не в силах соперничать со Шкодой ― момента у неё сильно больше (250 Н•м против 191), достигается он раньше и в большем диапазоне оборотов. Удобство управления тягой тоже так себе: педаль газа задемпфирована сильнее, чем в Октавии, а шестиступенчатая коробка работает медленнее.



Как и Skoda, Hyundai позволяет менять ездовые режимы, но не даёт индивидуально настраивать силовой агрегат и электроусилитель руля в отличие от соперницы. Это важно, ведь в спортрежиме баранка у обеих машин излишне утяжелена.

В Hyundai места для коленей и ступней меньше, чем в Шкоде. Плюс в Октавии ещё и задники передних кресел мягкие, а не жёсткие, как у Элантры. Чешский автомобиль дарит больше свободы и над головой, но диван в Hyundai приятнее — набивка помягче и больше угол наклона спинки.


Хотя Elantra готова двигаться быстро ― цепкая, собранная, охочая до поворотов! Крены на удивление меньше, как и диагональная раскачка в виражах, а склонности к заносу даже с отключённой системой стабилизации почти нет. Машина может! Но водитель не хочет. Вязкий руль почти лишён обратной связи, а усилие на нём всегда одинаково.



Да и с тормозами традиционно для корейских автомобилей есть проблемы ― они попросту не выдерживают активную езду с частыми замедлениями. Педаль становится мягче, появляется запах гари… Зато в спокойном режиме тормоза понравились даже больше, чем у Октавии, ― эффективность та же, а интенсивность торможения регулируешь больше усилием на педали, чем ходом.



Пятилетнюю гарантию Hyundai оставил только Солярису и Крете. Тут у всех по три года или 100 000 км, хотя для Шкоды пробег не ограничен в течение двух лет. У столичных дилеров крайне мало машин: в наличии — единицы с допами и стотысячной наценкой при покупке за «живые» деньги.


А вообще, покупателям Элантры повезло. С такими эффектными внешностью и салоном она могла бы ездить примитивно, и никого из клиентов это не напрягло. Но инженеры добились неплохого баланса шасси. Плюс в Hyundai удобнее передние кресла, вывереннее геометрия посадки сзади, лучше обзорность по зеркалам. Elantra эволюционирует! И всё же однозначно советовать к покупке Hyundai я не могу. Уж слишком много шумоизоляции корейцы не доложили в автомобиль и перегнули палку с экономией. Капот без газовых упоров, дешёвые материалы отделки, спинка водительского кресла без кармашка ― неполный список досадных вещей.



Объём багажника Элантры не превышает 474 л против 578 у Октавии. Ширина проёма гуляет от 92 см до 120, у Шкоды — стабильно 104 см. Погрузочная высота одинакова — 74 см. Hyundai возит только лямки для тары с омывайкой, Skoda ― полный набор simple clever. Везде лежат докатки.


У Октавии же ― кризис самоопределения. Это чуть ли не самый семейный автомобиль в классе. В Шкоду сподручнее садиться и выходить из неё, у неё просторнее салон. Про багажник даже говорить неловко ― другой уровень удобства и вместимости. Но почему жёсткостью и шумом Octavia напоминает Cayman на 18-дюймовых колёсах? Если верить главреду, за рулём идущей по прямой Октавии легко представить, что ведёшь дешёвый Porsche. Где тут логика? Причём работа в направлении комфорта явно велась: на малых скоростях амортизаторы работают деликатнее, чем прежде, проезд искусственных неровностей сопровождается раскачкой. Но с общим градусом спорта всё же перебор.



В России с января по апрель этого года был продан 991 седан Hyundai Elantra, а Skoda Octavia лишь за один февраль 2021-го нашла 1419 покупателей. Правда, это был единственный месяц за последние полгода, когда Octavia вошла в список 25 самых популярных моделей нашего рынка.


Как и в случае с Элантрой, безапелляционно рекомендовать Октавию я бы не стал, но в рамках нашего сравнительного теста она выглядит предпочтительнее. Сложно игнорировать не только недосягаемые удобство и практичность, но и более высокое ощущение качества, заметно лучшую звукоизоляцию, более приятные силовой агрегат и управляемость. Чешский лифтбек попросту технологичнее корейского визави. А плавность хода чехи могут и подтянуть. Комфортный Karoq не даст соврать.


Паспортные данные


Модель
Hyundai Elantra 2.0
Skoda Octavia 1.4
Кузов
Тип кузова
седан
лифтбек
Число дверей/мест
4/5
5/5
Длина, мм
4650
4689
Ширина, мм
1825
1829
Высота, мм
1430
1485
Колёсная база, мм
2720
2686
Колея передняя/задняя, мм
1579/1590
1543/1535
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг
1305
1266
Полная масса, кг
1770
1838
Объём багажника, л
474
578/1533
Двигатель
Тип
бензиновый
бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение
спереди, поперечно
спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
Число клапанов
16
16
Рабочий объём, см³
1999
1395
Макс. мощность, л.с./об/мин
150/6200
150/5000–6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин
191/4500
250/1500–4000
Трансмиссия
Коробка передач
автоматическая, шестиступенчатая
автоматическая, восьмиступенчатая
Привод
передний
передний
Ходовая часть
Передняя подвеска
независимая, пружинная, McPherson
независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска
полузависимая, пружинная
полузависимая, пружинная
Передние тормоза
дисковые
дисковые, вентилируемые
Задние тормоза
дисковые
дисковые
Рулевое управление
реечное, с электроусилителем на рулевом валу
реечное, с электроусилителем на рулевом механизме
Шины
225/45 R17
205/55 R17
Дорожный просвет, мм
150
158
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч
203
223
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с
9,8
9,0
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл
10,0
7,0
— загородный цикл
5,3
4,7
— смешанный цикл
7,0
5,5
Экологический класс
пятый
пятый
Ёмкость топливного бака, л
47
45
Топливо
АИ-92–95
АИ-95–98

Комплектации


Базовое оборудование
Hyundai Elantra Anniversary
Skoda Octavia Style Plus
Фронтальные подушки безопасности
+
+
Боковые подушки безопасности
+
+
Надувные «занавески»
+
+
АБС
+
+
Система динамической стабилизации
+
+
Система предупреждения столкновений
+

Система автоторможения
+

Система предупреждения о выходе из полосы
+

Система удержания в полосе
+

Система мониторинга слепых зон
+
+
Контроль давления в шинах
+
+
Электромеханический стояночный тормоз
+
+
Датчик света
+
+
Светодиодные фары
+
+
Датчик дождя
+
+
Подогрев форсунок омывателей
+
+
Датчики парковки передние и задние
+
+
Электронный щиток приборов
+
+
Круиз-контроль
+
+
Двухзонный климат-контроль
+
+
Центральный замок с дистанционным управлением
+
+
Система доступа в салон без ключа
+

Мультифункциональное рулевое колесо
+
+
Подогрев рулевого колеса
+
+
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету
+
+
Электрохромное внутрисалонное зеркало
+
+
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания
+
+
Регулировка поясничного подпора сиденья водителя
+

Регулировка поясничного подпора передних сидений

+
Электрорегулировка передних сидений
+

Память положений кресла водителя
+

Подогрев передних сидений

+
Подогрев передних и задних сидений
+

Медиасистема с сенсорным экраном
+
+
Bluetooth
+
+
Android Auto
+
+
Apple CarPlay
+
+
Яндекс.Авто
+
+
Зарядные гнёзда для передних пассажиров
2 USB-A
2 USB-A
Зарядные гнёзда для задних пассажиров

2 USB-A
Беспроводная зарядка для смартфона
+

Розетка 12V в багажном отделении

+
Атмосферная подсветка интерьера
+
+
Противоугонная сигнализация

+
Резиновые/Текстильные коврики
+

Полноразмерное запасное колесо
+

Запасное колесо временного использования

+
Цвет «металлик»

+
Дополнительное оснащение Hyundai Elantra Anniversary
Цвет «металлик»
15 000
Дополнительное оснащение Skoda Octavia Style Plus
Функциональный пакет
77 200
Матричные фары (LED)
AFS
Электропривод крышки багажника
Камера заднего вида с омывателем
Система выбора режима
Движения Driving Mode Selection
Электрический детский замок
Пакет безопасности
67 900
Ассистент движения по полосе
Адаптивный круиз-контроль
Многофункциональный трёхспицевый кожаный спортивный руль с подогревом
Алюминиевые накладки на педали
Чёрная обивка потолка
Система выбора режима движения Driving Mode Selection
Система контроля дистанции Front Assist
Датчик усталости водителя
Ассистент парковки (параллельно/ перпендикулярно)
Пакет Simply Clever
28 500
Розетка 230В для задних пассажиров
Полка багажника (с сеткой)
Беспроводное зарядное устройство для телефона
Задний подлокотник
Механизм складывания спинки заднего сиденья из багажного отделения
Пакет Infotainment
53 900
Радио-навигационная система Columbus
Акустическая система Canton
Центральный замок Kessy Full
Цифровая приборная панель 10.2''
Электрический детский замок,
Атмосферная светодиодная подсветка салона
Электропривод крышки багажника
Дизайн-линия Black Edition
33 900
Защита двигателя снизу
9 400
Тонировка задних стекол Sunset
12 300
Хром-пакет (для боковых стекол)
15 400
Передние и задние сиденья с подогревом
9 400
Омыватель фар
8 400
Задний стеклоочиститель с омывателем Aero
7 000
Легкосплавные 18-дюймовые колёсные диски антрацит
28 800
Наружные электрозеркала с обогревом, электроскладыванием, автозатемнением и памятью
11 100
Трёхзонный климат-контроль Climatronic
16 500
Электропривод передних сидений (с памятью)
57 800
Цена базовой комплектации, рубли
1 810 000
1 866 000
Цена протестированного автомобиля, рубли
1 825 000
2 303 500

Техника Элантры



Elantra построена на новой платформе K3. От прежней она отличается укороченными свесами, пониженным центром масс и большим акцентом на управляемость. Спереди по-прежнему используются стойки McPherson, сзади — скручивающаяся балка. Пересмотрены настройки пружин и амортизаторов, установлены менее податливые стабилизаторы поперечной устойчивости, усилены подрамники, а также точки их крепления к кузову. Последний также прибавил в жёсткости, но стал легче на 15,5 кг, в том числе благодаря увеличению на 19,4% доли высокопрочных сталей. Теперь они составляют почти половину массы кузова.

Двухлитровая алюминиевая «четвёрка» из нового семейства Smartstream оснащена системой бесступенчатого изменения длительности открытия клапанов и впускным коллектором переменной длины, но довольствуется распределённым впрыском топлива подобно мотору-предшественнику. Версия для российского рынка задушена не сильно, с глобальных 159 сил и 196 Н•м. А вот выбор трансмиссий за рубежом богаче — три типа коробок, включая «механику» и вариатор. У нас заслуженный шестиступенчатый «автомат» A6MF2 корейского производства безальтернативен.

Техника Октавии



Skoda базируется на модернизированной модульной платформе предшественницы — MQB evo. Колёсная база не изменилась, но архитектура адаптирована под гибридные технологии и новые электронные ассистенты. Спереди тоже McPherson, а сзади — в зависимости от мощности двигателя — либо балка, либо многорычажка. Подрамник и стабилизаторы облегчены, упругие и демпфирующие элементы перенастроены. Доля сверхвысокопрочной стали горячей формовки достигла 20,6%, а многофазной — 14%. В результате кузов прочнее и легче прежнего, несмотря на рост габаритов.

Российским Октавиям не положен прогрессивный турбомотор 1.5 TSI evo, как в Европе. К нам везут знакомый 1.4 TSI семейства EA211. Алюминиевая «четвёрка» весит 106 кг и оснащается непосредственным впрыском топлива, ременным приводом ГРМ, фазовращателями на обоих распредвалах, а также турбокомпрессором, перепускной клапан которого управляется электроприводом. Также установлена хитрая двухконтурная система охлаждения, причём через интеркулер антифризом охлаждается и наддувочный воздух. В пару вместо робота DSG подобран восьмиступенчатый «автомат» Aisin (AQ300-8F).

За кадром



У Элантры один раз на ходу отключился центральный дисплей, который ожил лишь после перезапуска двигателя. В Октавии же у нас периодически пропадало изображение с камеры заднего вида, порой на целый день. Но Skoda оказалась на подъёмнике по другой причине: слесари в дружественном сервисе заинтересовались новинкой. Правда, ничего нового, по их словам, не увидели. Только щитков на днище стало больше… Сохранять трезвую оценку ездового комфорта помогает редакционный Каптюр — он дешевле тестовых машин, но по плавности хода на голову их превосходит.