Компания Toyota слегка обновила свой водородный седан Mirai в преддверии выхода на рынок главного конкурента — водородного кроссовера Honda CR-V e:FCEV.
Toyota и Honda являются пионерами водородной энергетики в автопроме, Toyota запустила свою водородную программу ещё в начале 1990-х, но с тех пор водородные автомобили так и не заняли сколь-нибудь заметную нишу на мировом авторынке. Осенью прошлого года Toyota признала, что разочарована продажами водородного седана Mirai второго поколения, вышедшего на рынок в 2020 году. Пока даже неясно, будет ли у «второго» Mirai преемник или Toyota пойдёт по пути компании Honda и сделает следующую водородную «электричку» на базе более массовой и популярной модели.
Широкого распространения водородных автомобилей пока не случилось из-за слабо развитой инфраструктуры водородных заправок и общей дороговизны водородной энергетики. Тем не менее в будущем водородные автомобили могут прийти на смену традиционным, батарейным электромобилям, динамика спроса на которые в прошлом году начала снижаться.
Между тем продажи Toyota Mirai в США в прошлом году по сравнению с продажами в 2022-м выросли на 31% до 2737 шт. (данные самой компании), а в Европе снизились на 9% до 649 шт. (данные JATO Dynamics). Для сравнения скажем, что водородный кроссовер Hyundai Nexo пользуется гораздо меньшим спросом: в США в прошлом году продано 241 шт. (-41%), в Европе — 128 шт. (-79%). Honda вообще пока не собирается запускать в розницу свежепредставленный водородный кроссовер CR-V e:FCEV, его будут предлагаться исключительно в лизинг.
Honda снабдила свой CR-V e:FCEV довольно ёмкой (17,7 кВт·ч) буферной батареей, которую можно заряжать от внешнего источника — таким образом снижена зависимость кроссовера от водородных заправок, на небольших пробегах Honda CR-V e:FCEV может эксплуатироваться как обычный электромобиль. В свою очередь Mirai по-прежнему располагает маленькой буферной батареей на 1,24 кВт·ч и вряд ли получит более крупную, так как для неё просто нет места — один из трёх баллонов с водородом находится в центральном тоннеле, лишнего места под полом практически нет, а багажник у Mirai и без того скромный — 300 л.
Рестайлинга «второй» Mirai тоже вряд ли дождётся, но к 2024 модельному году Toyota существенно обновила его электронную начинку, а именно комплекс ассистентов водителя Toyota Safety Sense. Система автоматического аварийного торможения стала намного более зоркой и реагирует в том числе на угрозы бокового столкновения с пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами и другими автомобилями. Адаптивный круиз-контроль теперь быстрее реагирует на меняющуюся дорожную обстановку. Появилась система автоматического контраварийного подруливания и система превентивного регулирования тяги перед началом поворота. Система кругового обзора вошла в базовую комплектацию. Парковочным ассистентом можно управлять удалённо через смартфон, а ещё смартфон теперь можно сделать цифровым ключом для Mirai.
Силовая установка Mirai к 2024 модельному году никак не изменилась: электрохимический генератор мощностью 174 л.с. расположен спереди под капотом, а единственный электромотор (182 л.с., 300 Нм) находится сзади и вращает задние колёса. Три баллона на борту вмещают 5,6 кг водорода, запас хода на одной заправке — 650 км по циклу WLTP. До 100 км/ч водородный седан разгоняется за 9,2 с, максимальная скорость — 175 км/ч.
В США Toyota Mirai 2024 модельного года стоит от 50 190 долларов, в Германии — от 65 990 евро.