Глобальное замедление спроса на электромобили, а также шквал дешёвых, но при этом современных и качественных электромобилей из Китая, побудил компанию Tesla принять тяжёлое решение: проект бюджетного электромобиля, который должен был стоить около 25 000 долларов, отменён, все работы по нему остановлены. Вместо дешёвого электромобиля Tesla сконцентрирует усилия на разработке полностью беспилотного такси, о котором давно мечтает Илон Маск.
Подробности о проекте бюджетного электромобиля мы рассказывали минувшей осенью в отдельной заметке в связи с выходом книги «Илон Маск» известного американского биографа Уолтера Айзексона. Здесь вкратце напомним, что изначально Маск хотел, чтобы бюджетная модель была полностью беспилотной и вообще не имела руля и педелей — такая модель должна была совершить революцию на рынке и стать мировым бестселлером.
Из-за невозможности легализовать полноценный автопилот проект бюджетного электромобиля был в какой-то момент поставлен на паузу, затем топ-менеджеры Tesla уговорили Илона Маска выпустить бюджетный электромобиль без полноценного автопилота, но с крутым дизайном. Маск согласился и ещё в начале этого года обещал, что электромобиль по цене 25 000 долларов выйдет на рынок в 2025 году. Ранее Tesla в свете подготовки к выходу бюджетной модели анонсировала новый принцип производства, позволяющий сократить расходы на 50%.
Сегодня Reuters со ссылкой на нескольких инсайдеров сообщил, что ещё в прошлом месяце проект бюджетного электромобиля Tesla был в директивном порядке свёрнут. Внутри компании этот проект проходил под индексом NV91, в работе с поставщиками использовался индекс H422.
Если модель NV91/H422 должна была выйти на мировой рынок в следующем году, значит она уже находилась в высокой степени готовности и с утверждённым дизайном, однако топ-менеджемент Tesla и лично Илон Маск поняли, что в текущем виде модель NV91/H422 не добьётся желаемого успеха, потому что, во-первых, непонятно, как долго продлится спад на рынке электромобилей, а, во-вторых, китайские компании уже предлагают качественные «электрички» по ещё более низким ценам. Главным раздражителем для Tesla здесь является компания BYD, выпускающая одну за одной новые электромобили с ценой 10 000 — 14 000 долларов. Ни одна западная компания сегодня не в состоянии выпускать электромобили с такими низкими ценами.
В первом квартале этого года Tesla реализовала в мире 386 810 электромобилей, что на 8,5% меньше продаж в январе-марте 2023 года, это довольно серьёзный спад после долгого периода уверенного роста, и в ближайшие месяцы этот спад, скорее всего, продолжится. На китайском рынке Tesla идёт на беспрецедентные меры, вроде беспроцентных кредитов для покупателей, чтобы выправить кривую продаж.
Источники Reuters сообщают, что Илон Маск, по сути, вернулся к первоначальной концепции бюджетного электромобиля, то есть намерен сделать его полностью беспилотным и продвигать как услугу через такси и каршеринг. Какие-то наработки модели NV91/H422 в проекте беспилотного такси, безусловно, будут использоваться, но дизайн сильно изменится, а главное — неясно, когда же, собственно, беспилотное такси может выйти на рынок.
Илон Маск давно одержим идеей беспилотного автомобиля: осенью 2022 года компания Tesla даже де-факто выпустила коммерческий релиз «полного автопилота» FSD (Full Self-Driving), хотя с юридической точки зрения он таковым не является. Инсайдерские данные говорят о том, что разработка автопилота Tesla идёт не так успешно, как это пытается представить компания: жизни тысяч людей, согласившихся стать добровольными бета-тестерами, оказались в серьёзной опасности.
Даже если бы полный автопилот работал безупречно, легализовать его на данный момент невозможно из-за неразрешимых этических и юридических противоречий. Максимум, что может предложить современным мир по части беспилотных машин — это третий уровень по классификации SAE, да и то с массой оговорок и ограничений. Машины без руля и педалей пока остаются несбыточной мечтой, но Илон Маск всё равно намерен сотворить чудо — рано или поздно.
Добавим, что в целом автомобильная отрасль в последние годы резко охладела к идее полного автопилота. В начале этого года стало известно о том, что корпорация General Motors, тоже мечтавшая о беспилотном такси, прекратила разработку своего продвинутого автопилота Ultra Cruise.