По итогам первой половины 2024 года корпорация Stellantis показала довольно удручающие финансовые результаты, заставившие её руководство задуматься об оптимизации — вновь встал вопрос о целесообразности существования некоторых проблемных брендов.
На балансе корпорации Stellantis, образованной в 2021 году в результате слияния Fiat Chrysler Automobiles и PSA Group, сейчас находятся четырнадцать брендов — Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall. В прошлом году де-факто пятнадцатым брендом Stellantis стал китайский Leapmotor, чьи интересы корпорация представляет за пределами Китая. Немного особняком в этом пуле стоит Maserati — структурно отдельная компания, находящаяся под контролем Stellantis. На практике такой статус выражается в том, что в финансовых отчётах Stellantis можно отдельно посмотреть показатели марки Maserati, тогда как по другим маркам никакие подробности не приводятся.
В целом чистая прибыль Stellantis по итогам первого полугодия составила 5,647 млрд евро, что на 48% меньше, чем было в январе-июне 2023 года. Совокупные продажи корпорации сократились на 5,79% до 2,994 млн машин. Maserati продала всего 8900 машин против 14 500 в первой половине 2023 года, прогноз для Maserati на конец 2024 года — менее 12 000 проданных машин. Большое беспокойство у руководство Stellantis и акционеров вызывает ослабление позиций в США: продажи марки Ram в первом полугодии здесь рухнули на 26% до 200 793 машин, Jeep просел на 9% — продано 304 186 машин, продажи Dodge сократились на 16% до 92 735 машин.
С такой динамикой Stellantis рискует уже в течение года скатиться в убытки, поэтому об антикризисных мерах заговорили уже сейчас: гендиректор Stellantis Карлос Таварес заявил, что без колебания закроет бренды, которые не будут приносить прибыль, но не уточнил в какой временной перспективе это может произойти. В 2021 году Таварес бодро утверждал, что все дочерние бренды Stellantis получат довольно широкую свободу творчества и шанс на развитие, были составлены планы примерно на десять лет вперёд, но многие из них уже были скорректированы.
Так, в начале этого года Maserati объявила о задержке выхода на рынок новых флагманских моделей: новый большой кроссовер (замена Levante) появится только в 2027 году, новый седан Quattroporte — в 2028-м. Цель превратить Maserati к 2030 году в чисто электромобильный бренд выглядит сомнительной в свете начавшегося в прошлом году глобального замедления спроса на электромобили. Финансовый директор Stellantis Натали Найт на конференции, посвящённой публикации итогов работы в первом полугодии 2024, сообщила, что «возможно, в будущем нам придётся подыскать Maserati лучший дом».
Деловое издание Automotive News Europe полагает, что лучшим кандидатом на покупку Maserati является компания Ferrari, заметно увеличившая продажи и прибыль после выхода из состава Fiat Chrysler Automobiles в 2015 году, но такой опыт уже был: в 1997 году Maserati попала в зависимость от Ferrari и ничего особенно хорошего из этого не вышло, две эти марки слишком близки по имиджу, им лучше жить отдельно. Внутри Stellantis марка Maserati конфликтует с Alfa Romeo, многие клиенты воспринимают модели Maserati просто как более дорогие Альфы и на том основании отказываются от покупки. В общем, Maserati сейчас находится в подвешенном состоянии, как впрочем и бо́льшую часть своей истории.
При всех неудачах Stellantis вряд ли закроет Maserati, так как у марки объективно есть большой потенциал, обусловленный её мировой известностью. А вот нишевые бренды Abarth, DS и Lancia, практически неизвестные за пределами Европы, вполне могут быть сданы в архив, если достаточно оперативно не покажут обнадёживающие результаты работы — полагаем, год-полтора в запасе у них есть, но вряд ли больше.