Госдума РФ накануне окончательно одобрила законопроект, который «отвязал» оформление полиса ОСАГО от прохождения ТО. Новые правила начнут действовать в конце этого лета.
Согласно актуальным нормам, все собственники «легковушек», чей возраст превышает четыре года, обязаны в установленные сроки отправлять автомобили на проверку технического состояния. По итогам осмотра формируется электронный документ – диагностическая карта, которая подтверждает, что транспортное средство может выезжать на дороги общего пользования. Ранее водителям выдавали также бумажную копию, теперь же ДК существует только в электронном формате.
Напомним, ранее диагностическая карта была в обязательном порядке нужна тем, кто оформлял «автогражданку». В итоге это привело к тому, что многие автовладельцы просто покупали так называемый «серый» техосмотр, чтобы купить страховку, при этом реальную проверку машина не проходила. По недавним подсчётам, на таких собственников машин (речь идёт о физлицах), приходится до 85%.
Однако недавно Госдума РФ в окончательном третьем чтении приняла поправки, согласно которым диагностические карты больше не нужны для оформления полиса ОСАГО. Новые правила вступят в силу уже 22 августа 2021 года. При этом сейчас продолжает действовать отсрочка для тех, у кого кончился срок действия диагностической карты (она продлится до конца сентября текущего года).
При этом пока что сам техосмотр для российских автовладельцев остался обязательным. Напомним, недавно в процедуру были введены изменения: операторов обязали делать снимки машин, приезжающих на проверку. Причём файлы должны содержать координаты и дату съёмки. Ранее стало известно о том, что мошенники уже научились обходить все требования и по-прежнему выдают «липовые» диагностические карты (правда, ценник на их услуги вырос). Кроме того, в марте стало более суровым наказание для операторов, незаконно формирующих ДК.
Теперь стало известно о том, что техосмотр ждёт очередная реформа. Как сообщает «Коммерсант», контроль за ТО перейдёт от Российского союза автостраховщиков (РСА) к Росаккредитации. Организация будет осуществлять, собственно, аккредитацию операторов техосмотра, а также в её задачи будет входить периодическая проверка их деятельности. Эта идея с подачи Центробанка обсуждалась ещё в июне 2020 года, предполагается, что соответствующий документ скоро будет подготовлен.
В Росаккредитации пояснили, что в связи с новыми функциями понадобится увеличение штата, а также дополнительное финансирование – 250 млн рублей ежегодно. При этом ещё нужно время на передачу задач, а также потребуется создание новой информационной системы. Всё это, по предварительным подсчётам, займёт примерно 1,5-2 года. Инициативу поддержали в Минтрансе, ГИБДД, также «за» выступили некоторые операторы ТО.
Также в дальнейшем власти намерены продолжать бороться с мошенниками, которые продают «серые» диагностические карты онлайн. Так, сейчас операторы ТО получают предложения установить специальный софт, который позволит загружать в систему ЕАИСТО поддельные снимки машин, якобы приезжавших на осмотр. В МВД отметили, что в период с начала марта до начала мая на основании проведённых проверок было аннулировано 319 карт.
Чтобы усложнить мошенникам задачу, предлагается требовать от операторов больше фотографий: так, к имеющимся ракурсам со стороны переднего и заднего бамперов могут прибавить кадр, сделанный сбоку (в профиль), а также внутри пункта ТО; ещё понадобится снимок эксперта, проводящего проверку автомобиля.
Напомним, техосмотр по-прежнему остаётся обязательным для автомобилистов. С начала марта 2022 года за отсутствие действующей диагностической карты водителей будут штрафовать на 2000 рублей. Предполагается, что выявлять автомобилистов, вовремя не отправивших машину на ТО, будут с помощью дорожных камер. Отправлять автовладельцам «письма счастья» разрешат раз в сутки.
Тем временем, пока не ясно, что станет с недавно озвученным предложением главы ГИБДД Михаила Черникова – сделать техосмотр для легковых машин, не участвующих в коммерческих перевозках пассажиров и грузов, добровольным. Напомним, эта инициатива не нашла отклика у операторов ТО, хотя «отвязку» от ОСАГО они приняли без проблем.